Ядерная война в результате ошибки

Происходят несчастные случаи и совершаются ошибки, даже в области ядерного оружия. Ядерное оружие терялось в море, полностью загруженные самолеты терпели крушение, горели пусковые шахты, а радарные системы ошибочно принимали поднимающуюся луну за советские ракеты.

Вплоть до середины 1990-х годов американские бомбардировщики, загруженные несколькими ядерными боеголовками, постоянно находились в воздухе. Если бы такой самолет неправильно сориентировался и вошел в воздушное пространство России, то возникла бы катастрофически опасная ситуация.

Эрик Шлоссер пишет в своей книге «Командование и управление: ядерное оружие, авария в Дамаске и иллюзия безопасности» о многочисленных ошибках и несчастных случаях при обращении с ядерным оружием в Соединенных Штатах. Ядерное оружие, например, терялось или разбивалось вместе с самолетом при крушении. Такого рода аварии сами по себе не представляют собой угрозы ядерной войны, но если заряд в таком случае взорвется в контексте напряженной международной ситуации, то риск недопонимания и поспешных выводов значительно увеличится.

Системы предупреждения

Во время холодной войны Соединенные Штаты и Россия разработали так называемую систему «запуска по предупреждению». Это означает, что оба государства имеют передовые системы предупреждения, позволяющие зафиксировать враждебную ядерную атаку и ответить на нее контратакой до того, как по их собственной территории будет нанесен удар.

Хотя холодная война давно закончилась и аргументы в пользу ядерного оружия в состоянии боевой готовности неубедительны, все еще существует несколько тысяч таких единиц, готовых к запуску в течение нескольких минут.

Утверждение о том, что ядерное оружие можно хранить вечно, и никогда не применять его – намеренно или случайно, – не заслуживает доверия. Это утверждение совпадает по идее с выводом доклада Канберрской комиссии 1996 года.

Ответственность за жизнь и смерть

В дополнение к техническим проблемам, которые могут привести к ложным тревогам, существует также человеческий фактор. Системы предупреждения, как и системы управления на атомных электростанциях, должны обслуживаться персоналом круглосуточно. Многие крупные аварии происходят ночью в результате усталости и скуки.

Ошибки легко совершать. Мы садимся не в тот автобус, набираем не тот номер на телефоне или забываем позвонить и поздравить маму с днем рождения. Но когда дело доходит до ввода неправильных координат в навигационную систему самолета или отключения не того монитора в системе наблюдения — тогда последствия могут быть катастрофическими.

Отставной советский военно-морской офицер, много лет проработавший командиром на атомной подводной лодке, сказал: «В течение долгих периодов, когда мы патрулировали глубоко в море, часто неделями, я ночью редко спал больше пары часов. Несколько дней подряд я бодрствовал на командном мостике с помощью кофе и водки. Иногда я так уставал, что было трудно разглядеть, какие значки приборной панели горели зелеными, а какие красными. И да, за это время мы с моим экипажем имели возможность запускать ракеты с более чем сотней ядерных боеголовок.

Сегодня и Соединенные Штаты, и Россия все еще держат часть своих ядерных арсеналов в состоянии боевой готовности. Это означает, что их ядерное оружие готово к запуску в течение нескольких минут. Лишь одна человеческая ошибка, одно необдуманное действие, может привести к немедленным и катастрофическим последствиям.

Программа учений ошибочно принялась за ядерную атаку — 1979

Ранним утром 9 ноября 1979 года четыре американских командных центра получили сигналы о подготовке полномасштабной ядерной атаки со стороны Советского Союза. В течение шести минут была проведена массированная подготовка к контратаке, но выяснилось, что тревога была ложной и вызванной военным учением, симулирующим советское ядерное нападение.

«Горячая линия», созданная в 1963 году, чтобы избежать именно ложных тревог, потенциально приводящих к ядерной эскалации, в течение этих шести минут не использовалась.

Станислав Петров: Человек, который спас мир — 1983

Дважды в 1983 году мир находился на грани разрушительной для всех ядерной войны между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Мы и тогда знали, что опасность была велика, но, оглядываясь назад, мы понимаем, что она была намного серьезнее, чем мы в то время думали.

В своей известной речи в марте 1983 года президент Рональд Рейган говорил об «Империи зла». Это глубоко оскорбило российское руководство и было воспринято как конец периода соблюдения осторожности и взаимного уважения, существовавшего со времен Кубинского ракетного кризиса.

В Советском Союзе многие были убеждены, что Соединенные Штаты нападут. Питер Хандберг рассказывает в своей книге «Тени рока» о людях, охраняющих места в Прибалтике, где находились межконтинентальные ракеты. Эти мужчины не только опасались американского ядерного удара, но, похоже, действительно верили, что он и будет нанесен. Следовательно, они были готовы запустить свои же ракеты, как только поступит приказ.

В Москве Политбюро и руководство готовили контрнаступление. Глава шпионского агентства КГБ генерал Илег Калугин разослал своим агентам по всему миру приказ следить за любыми признаками планов крупного нападения на отечество. Глава КГБ собирал «палочки», то есть признаки нападения, которые при определенном числе с уверенностью указали бы на предстоящую атаку врага.

Советским Союзом руководил Юрий Андропов, который ранее был главой КГБ. Он был серьезно болен и находился на хроническом гемодиализе. Андропов отвечал за отдачу приказа «запуска ядерных ракет».

Международная обстановка была очень напряженной. И Советский Союз, и Соединенные Штаты проводили масштабное перевооружение ракет средней дальности, предназначенных для «европейского театра военных действий». Американская программа «Звездные войны» вызывала у российских военных беспокойство, так как она возможно позволила бы США нанести первый удар или вывести из строя все российские ядерные ракеты. Напряженность возросла, когда 1 сентября советский перехватчик сбил корейский самолет.

Возрос риск начала войны, что остро ощущалось в Советском Союзе несущими на себя ответственность за

Stanislav Petrov 2016

подполковнику Станиславу Петрову

подготовку к предстоящему нападению. Важным для системы безопасности был военный объект, расположенный в городе Серпухов-15. 26 сентября 1983 года подполковнику Станиславу Петрову было приказано принять командование над пунктом космической системы обнаружения стартов ракет на 24 часа, поскольку дежурный офицер заболел. Вечером раздался сигнал тревоги. Экраны компьютеров показали, что с Западного побережья США была выпущена ракета, а за ней, еще одна – наконец, пошли четыре ракеты. Компьютер дал ясный анализ – вероятность удара – самая высокая.

Петров должен был, согласно инструкциям, составлению которых он сам был причастен, немедленно доложить об обнаружении американского нападения. Похоже, Петров и попытался сообщить об этом, но получающий его доклад и возможно пьяный офицер не воспринял новость всерьез. Петрову тогда положено было связаться со следующей инстанцией. Он решил подождать, несмотря на свои приказы. Он знал, каковы будут последствия, если он, согласно инструкциям, доложит о происходящем. Война привела бы к уничтожению Соединенных Штатов и Советского Союза, а возможно, и всего человечества. Для окончательного решения Петрову нужна была дополнительная информация.

Странность заключалась в том, что США запустили всего несколько ракет. Более того, советские спутники не видели этих ракет, визуального подтверждения не было. Петров очень хорошо разбирался в различных функциях системы предупреждения, так как он был одним из тех, кто разрабатывал компьютерную систему. Он понимал, что система не была идеальна, и это возможно спасло нас всех в конце концов.

Затем последовало объяснение: ошибки в компьютерных системах. Все смогли выдохнуть. Инцидент стал общеизвестным только тогда, когда начальник, критиковавший отсутствие у Петрова делопроизводства, лежал на смертном одре. В России Петрову не уделялось особого внимания.

Спустя два месяца после инцидента с Петровым НАТО провело военные учения «Умелый лучник», которые, возможно, подтолкнули мир еще ближе к ядерной войне. Некоторые из событий были известны военным и политикам в России и в Соединенных Штатах, но только когда организация Nuclear Information Service в 2013 году, ссылаясь на закон о свободе информации, получила доступ к некоторым секретным американским документам, мы остальные узнали о произошедшем. Важные документы из США и Великобритании и, в частности, из России по-прежнему недоступны. Нужно задаться вопросом именно почему власти нас «защищают» от такого рода информации о самых больших за всю человеческую историю угрозах.

Умелый лучник — 1983

Able Archer — учения НАТО, проведенные в начале ноября 1983 года. Цель учений заключалась в симуляции ядерной атаки, направленной на предотвращение советского нападения. При учениях произошли крупные перемещения войск – около 40 000 солдат.

Эти учения мало чем отличались от аналогичных учений в предыдущие годы, и за ними могла в какой-то степени следить советская радиоэлектронная разведка. Но, напряженность между великими державами была сильнее, чем раньше.

В этой ситуации фигурировала также советская операция «РЯН» – ракетно-ядерного нападения. Операция принялась российским КГБ двумя годами ранее, поскольку разведывательные службы ожидали ядерных ударов со стороны Соединенных Штатов. Жесткая риторика Рейгана вместе с советской паранойей создавали здесь очень опасную ситуацию. Всем агентам КГБ был разослан приказ немедленно докладывать о действиях, возможно указывающих на подготовку нападения.

Советских лидеров беспокоило то, что учение «Умелый лучник» могло бы стать параллелью немецкой операции «Барбаросса», которая внезапно превратилась в нападение на Советский Союз. Советский Союз приказал пилотами оставаться на месте в кабине, и держать бомбардировщики, вооруженные ядерным оружием, в состоянии повышенной боевой готовности. Подводные лодки с ядерным оружием были отправлены к арктическим льдам, и ракеты РСД-10 были подготовлены к запуску.

Учения завершились приказом о применении ядерного оружия по целям в Советском Союзе и Восточной Европе, но ни одна ракета не была выпущена, и страны-участники НАТО вернулись домой.

 

Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер получила после учений информацию о том, насколько серьезно относились к ситуации в России и что учения НАТО чуть не вызвали ядерную войну. Тэтчер решила посовещаться с президентом Рональдом Рейганом.

Вполне вероятно, что эта информация, наряду с фильмом «На следующий день», тронувшим актера Рейгана, способствовала резкому изменению мнения, выраженного в его послании о положении страны в 1984 году: «Ядерная война не может быть выиграна и никогда не должна вестись”. Рейган продолжал это развитие вплоть до знаменитой встречи в Рейкьявике в 1986 году, на которой он и президент Горбачев всего за один день договорились ликвидировать ядерное оружие до 2000 года.

Норвежский ракетный инцидент — 1995

В 1995 году Россия чуть не отдала приказ о запуске ядерных ракет. Система предупреждения обнаружила у берегов Норвегии выпуск ракеты, происхождение которой, как подозревали российские военные, было американским. Более того, согласно этим подозрениям, ракета была выпущена с подводной лодки и нацелена на Москву.

В течение этого инцидента президент Ельцин успел открыть свой ядерный чемоданчик с кодами для запуска российского ядерного оружия. Спустя пять минут выяснилось, что ракета движется в другом направлении, и раздающийся сигнал тревоги был отменен. Ракета норвежского происхождения была выпущена в исследовательских целях, и Норвегия так же предупредила 35 стран, включая Россию, о том, что состоится запуск исследовательской ракеты. Но эта информация не дошла до операторов, работающих с системой предупреждения о ракетном нападении.


Ссылки и информация

Fyra minuter från kärnvapenkrig, Documentary, Per Shapiro, Swedish Radio
Close calls – Stanislav Petrov, mannen som räddade världen, Gunnar Westberg, Physicians Against Nuclear Weapons #142
Close calls – Able Archer, Gunnar Westberg, Physicians Against Nuclear Weapons  #143
Close calls — Kubakrisen, Gunnar Westberg, Physicians Against Nuclear Weapons   #144